Методическая разработка урока биологии в 5 классе
по теме: Общая характеристика Царства Растений.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы, обладающих определенными признаками.
Развивающие: выделение существенных особенностей представителей царства растений.
Воспитывающие: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к приборам и оборудованию, аккуратность.
Технологии:элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .
Результаты:
Предметные:формировать умение объяснять, как строение растений связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: ткань, орган, низшие и высшие растения, фотосинтез, продуценты, хлорофилл.
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУДПродолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУДПродолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные :Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Оборудование:ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку;
оценочные листы с заданиями
Структура урока:
1.Организационный этап.
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
4. Формулирование проблемы, планирование деятельности
5. Открытие нового знания.
6. Первичная проверка понимания
7. Физкультминутка
8. Закрепление изученного материала
9. Информация о домашнем задании
10. Рефлексия деятельности..
Ход урока
Этап урока
|
Содержание учебного материала
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Планируемые результаты УУД
|
Оценка результатов деятельности ученика
|
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
1 минута
Цель этапа:
Мотивация учащихся к работе на уроке, создание ситуации успеха.
2 мин.
|
Радуюсь утру, радуюсь дню
Здравствуйте дети – я вам говорю.
С доброго слова начнём мы урок
К знаниям новым всегда будь готов!
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
- Ребята перед вами оценочный лист. Возьмите и подпишите его, и отметьте свое настроение рисунком.
|
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
|
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.
|
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
|
Устная оценка учителя
|
2. Актуализация
опорных знаний и умений, фиксация затруднений
5 минут
Цель этапа:
активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
|
Мы продолжаем путешествовать по царствам природы. Давайте повторим те царства, которые изучили и поможем Незнайке правильно выполнить задание.
-Перед вами термины. Определите, к какому царству их относят и почему? (бактерия, грибы,) Возьмите оценочные листы, в них есть 3 столбика. Запишите относящиеся к царству Бактерии, Грибы, а в 3 столбик, которые к ним не относятся.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Посчитайте количество + и отметьте их количество в оценочном листе.
А как вы думаете, какое царство можно описать при помощи этих терминов.
|
Активизирует знания о многообразии органического мира и царствах природы
|
Включаются в работу, устно отвечают на поставленные вопросы
|
Личностные УУД: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Познаватель-ные УУД: умения анализировать, сравнивать, классифициро
вать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
|
оценка по выполнен-ному заданию на карточке
|
3. Постановка учебной задачи.
3 минуты
Цель этапа:
вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения
|
-Итак, как звучит тема нашего урока?
-Добро пожаловать в Царство растений! Откройте тетради, запишите число. Тему урока.
-Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Правильно. Нам необходимо определить какие организмы называют растениями.
|
Постановка учебной задачи
|
Обсуждая затруднения,выдвигают предположения о теме урока.
Запись учащимися числа, темы урока.
|
Предметные УУД: умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью; формировать умение понимать смысл терминов: грибница, мицелий
Познаватель-ные УУД:
умения выявлять причины и следствия простых явлений
|
|
4.Формулирование проблемы, планирование деятельности
3 минуты
Цель этапа:
обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
|
Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются растения. Растения, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное. Мы сталкиваемся повсюду. Находясь дома или в классе, нас окружает мебель, тетради, одежда, продукты. Нигде не обошлось без встречи с растениями или результатом их жизнедеятельности.
ПРОБЛЕМА: Посмотрите В 3 колонке у нас находятся термины, которые характеризуют царство растений, и именно они помогут нам изучить эти организмы. Почему ученые долгое время спорили, и, в конце концов, выделили их в самостоятельное царство?
На эти вопросы мы с вами будем искать ответы во время урока.
Поставим основные задачи урока. (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)
- 1. Признаки(общая характеристика)растений
2. Строение растений
3. Питание растений.
Итак, вы уже догадались, что нам нужно еще много узнать на уроке.
|
Выдвигает проблему
|
Учащиеся конкретизируют цель урока
|
Регулятивные УУД
умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
|
|
5.Открытие нового знания
18 минут
Цель этапа:
формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить
связи в объекте изучения,формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал
7. Физкультминутка
1 минута
Цель этапа:
пауза релаксации
Слайд 11
|
Скажите,что мы знаем о растениях? Почему их выделили в отдельное царство?
- Запишите: Признаки растений, характерные для всех живых организмов
-
Давайте вспомним строение клетки растения и выполним упражнение на компьютере
- Давайте познакомимся с царством растений с помощью электронного учебника
- Выполняем задание, используя текст учебника, параграф 13, стр. 52-53 ищем ответы на следующие вопросы, работаем в парах.
|
Учитель совместно с учениками определяет признаки растений
Дается индивидуальное задание, ограничивая время его выполнения
|
Учащиеся сравнивают признаки растений и других живых организмов
Учащиеся выполняют задания по парам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.
|
Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуника-тивные УУД продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе Познаватель-ныеУУД: умение структуриро-вать учебный материал, выделять в нем главное.
|
|
6.Первичная проверка понимания 3 минуты
Цель этапа:
формирование умений высказывать свою точку зрения, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
|
Выполняем задание 2 в оценочных листах
Поменяйтесь оценочными листами с соседом по парте, проверьте друг друга
|
Учитель координирует работу групп, проводит коррекцию
|
Учащиеся выполняют работу
|
Познавательные УУД
формировать умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему ).
|
|
8. Закрепление изученного материала
5 минут
Цель этапа:применить знания в новой ситуации
|
-
Проверяем выполненное задание и считаем плюсы.
Чтобы лучше представить изученный материал посмотрим :
- Давайте посмотрим какие низшие и высшие растения
- Какие бывают ткани растений
- Органы растений
- Выставление оценок, посчитайте количество +
Поставьте ваше настроение в конце урока
|
Объясняет правила проверки задания
|
Выполняют индивидуально
Взаимопроверка (работа в паре)
Выставление оценок
|
Регулятивные УУД умения работать с тестами, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуника-тивные УУД
умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.
|
Взаимо
оценка за письменную работу
|
9.Рефлексия деятельности.
3 минуты
Цель этапа:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Итак, урок подходит к концу
Достигли ли мы цели урока?
-
1.Сегодня на уроке я узнал (а) новое (что)__________
2.Сегодня на уроке я научился (лась) (чему)_________
3. Мне было бы интересно еще узнать_______________
4. Урок дал мне для жизни _______________________
Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.
|
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
|
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
|
Регулятивные УУД
умения в диалоге с учителем
обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД:
Создание условий (ДЗ) к саморазви-
тию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Предметные УУД:
формировать умение объяснять, как строение растений связано с их жизнедеятель-ностью
|
|
10.Информация о домашнем задании
1 минута
Цель этапа:
выбор учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей
|
-
§13
Р т №.5,6 стр 39
Индивидуальное задание на выбор:
а) подготовить презентацию «Значение грибов»;
б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
в) Рисунки «Галерея грибника»
|
Предлагает домашнее задание на выбор
|
Выбирают задания из предложенных учителем с учётом индивидуаль-ных возможностей
|
|
|
|