Активные формы обучения
В настоящее время понимание системы образования неизмеримо расширилось, изменилось и представление о целях, задачах, содержании, методах и средствах обучения. Приоритетность личностной ориентации в системе образования позволяет отметить, что главной целью является формирование личности, подготовка человека думающего и чувствующего, умеющего использовать знания в жизни. Но, как показывает практика, учащиеся не умеют осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, принимать решения в сложных и конфликтных ситуациях, и не обладают сформированными навыками межличностного общения, возникает проблема в усвоении знаний на уроках и пропадает интерес к обучению. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности, творчества.
Повышение активности учащихся я достигаю совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Активные формы и методы обучения способствуют формированию у обучающихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков, развитию интереса к обучению в целом и к географии в частности. Создание доброжелательной атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель. При планировании урока необходимо чётко выделять отдельные знания и умения, без активации которых трудно усвоить новый материал.
Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. Сюда относятся проблемные лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей, тематические дискуссии, всевозможные олимпиады и деловые игры.
Для повышения активности учащихся на уроке географии, для развития познавательной деятельности я применяю следующие активные формы и методы:
1) Географический диктант.
а) Численность населения России составляет ...
б) В каком году прошла последняя перепись населения России?
в) Переход от одного типа воспроизводства к другому называется ...
2) «Рекламное бюро» 9кл. тема: «Народы России. Культура, религия, быт.»
Класс делится на всемирно известные рекламные компании и рекламируют
ту или иную народность России. В рекламный проспект входит: история
народа, праздники, традиции, быт, национальная кухня, художественные
промыслы. На закрепление - сочинение по изученному материалу.
3) Геолото-методический приём - игра.
В красиво оформленную коробку вложены вопросы, которые подготавливаются учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеразвивающий характер. Тот же фронтальный опрос, но преимущество в том, что ученик знает, что ему самому придётся решить свою «участь», т.е. вытянуть простой или сложный вопрос. И ребёнку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается уличить его в незнании предмета, поставить ему отрицательную отметку.
4) «Мне это пригодится»
На любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала (желательно после предварительного знакомства) я задаю всему классу сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас материал?» Ценность этого методического приёма в том, что ученики действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.
- Составление кроссвордов по темам. За правильные ответы я выдаю жетоны, по сумме жетонов выставляю оценку.
- «Репортаж». Учащимся подробно объясняю, что такое репортаж, чем он отличается от сообщения, положительные и интересные стороны репортажной работы, его цель вообще и на уроке географии в частности. Репортаж готовят индивидуально, по парам, в группах. В основе дополнительная информация, ксерокопии, фотографии. Форма различна: альбомы, информационные листы, газеты, статьи.
- Инсценировка в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и многих качеств личности.
- Работа парами, по группам. В результате методически организованной работы в группах, школьники учатся слышать друг друга, помогать менее успешным в учёбе товарищам. Важно обращать внимание на позитивные проявления в поведении учеников в группе: способность внимательно слушать друг друга, спокойно отстаивать свою точку зрения, принимать совместное решение. В ходе работы в группе ученики испытывают эмоциональный подъём, ощущение сопричастности к общему делу. Это повышает интеллектуальную активность, снижает чувства напряжённости, тревоги и беспокойства, которые часто возникают в условиях традиционной формы работы.
9)Метод «плацебо». Когда я, при объяснении нового материала, обещаю допустить ошибки. Задача учащихся их найти.
- Практические работы с использованием статистического материала, атласов, контурных карт.
- Метод «Знаем - Узнаем». Объявляю классу тему. Учащиеся поднимают руки и говорят, что они уже знают по этой теме. Открыв учебник, просмотрев текст, учащиеся говорят, что узнаем, должны узнать.
- Учебный проект. Приведу пример проекта в 6 классе при изучении темы «План и карта». Составить план местности, на которой происходит действие сказки Красная Шапочка. Обозначить на плане маршрут движения Красной Шапочки до бабушки. Как правило, такие задания учащиеся выполняют с большим интересом, даже с радостью, нежели составить план местности школьного двора, или по заданиям в учебнике.
13) Игра «Веришь - не веришь?» Эта игра с использованием сигнальных карточек, которую я провожу на любом этапе урока. Задаю учащимся вопрос, читаю варианты ответов. Учащиеся поднимают нужную карточку: ВЕРЮ -белого цвета, НЕ ВЕРЮ - чёрного.
Активными формами обучения я считаю также и уроки нетрадиционной формы. Они привлекают внимание необычностью формы, возможностью участия большего числа школьников, состязательностью, интересным содержанием. Они хорошо учитывают психологию школьного возраста, и ученик действительно становится в центре учебного процесса. За время работы мною были разработаны и проведены следующие нетрадиционные уроки:
- Урок - путешествие. Природоведение 5кл. по теме «Вселенная», география 7кл. по теме «Внутренние воды Южной Америки».
- Модульный урок «Свойства вод Мирового океана», в 6кл.
- Урок - игра «Интеллектуальное казино», зачёт по теме «Литосфера».
- Урок - КВН
- Урок - зачёт «Бег по кругу» по теме «Население России. Обобщающий урок».
- Урок - суд «Охрана вод Мирового океана» 7класс.
Благодаря применению этих и других приёмов и методов, проведению уроков нетрадиционной формы, у учащихся происходит развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.
Использование современных образовательных технологий на уроках географии и воспитательной работе. В организации образовательного процесса по географии и в воспитательной работе использую следующие образовательные технологии:
а) Развивающее личностно-ориентированное обучение. Всю образовательную деятельность я направляю на развитие личности ученика, ученик всегда в центре моего внимания. Задания составляю с учетом личности каждого ученика, его психических особенностей и интеллектуальных возможностей. Создаю у учащихся мотивацию к познанию, учебной работе; ориентирую каждого ученика на получение лучших результатов в учебе, завоевании побед в олимпиадах, конкурсах, конференциях; нацеливаю на будущую профессию. Я тщательно продумываю конкретные меры реализации учебной деятельности: разнообразные способы включения учащихся в продуктивную деятельность, формы урочной деятельности, методы стимулирования работы, формы контроля, формы проведения рефлексии. Очень удачно получается введение в традиционные уроки различных творческих заданий.
В воспитательной работе такая технология помогает развивать у ребят творческие способности, а также реализовать себя в учебной и внеклассной деятельности.
Используя этот вид технологии, я получила следующие результаты:
- Повышение качества знаний по предмету на 5 % (с 2003 - 2005 год);
- Призовые места на научно-практических конференциях;
- Привлечение большого количества учащихся класса в разных творческих конкурсах, соревнованиях, в работу секций, клубов по интересам.
б) Проектно-исследовательская технология Проектно-исследовательская технология очень важный этап в обучении и воспитании учащихся.
В своей работе я вовлекаю творческих учеников в активную познавательную деятельность. Насыщаю уроки творческими заданиями, каждое из которых вовлекает ребят в активную познавательную деятельность, «пробуждая» интерес и интеллект. Среди этих заданий - простые и более сложные ( на написание рецензии, решение нестандартных задач, экспериментальные и проектные задания и т.д.). Предлагаю учащимся найти несколько способов решения одной проблемы, проанализировать их, выявить достоинства и недостатки, определить оптимальный способ решения.
в) Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии в наше время самые необходимые технологии в педагогической образовательной деятельности.
На уроке, с позиций здоровьесбережения, применяю следующие виды и методы работы:
- Создаю благоприятную обстановку и гигиенические условия в классе; температура и свежий воздух, освещение класса и классной доски, убираю неприятные звуковые раздражители и т. д.;
- Чередую различные виды учебной деятельности: опрос, слушание, работа с учебником, практическая работа, анализ, составление таблицы, тестирование, работа с дополнительной литературой и т.д.;
- Выбираю методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются из «потребителя знаний» всубъектов действия по их получению и созиданию. Из таких методов я практикую метод свободного выбора (свободная беседа, способ взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы, перечисленные выше, методы направленные на самопознание и развитие интеллекта, воображения, общения, самооценки и взаимооценки;
- В содержательной части урока использую информацию и вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
- Применяю различные методы повышения у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (через такие мотивы, как познавательный, саморазвитие, достижение, профессионально-жизненное самоопределение, коммуникативность);
- Применяю физкультминутки, слежу за посадкой учащихся, использую дыхательную и мозговую гимнастику;
- Создаю на уроке хороший психологический климат, эмоциональные разрядки: шутки, поговорки, юмористические картинки, стихотворения, музыкальные минутки.
В конце урока выделяю время, чтобы учащиеся имели возможность задать мне вопросы, а я смогла прокомментировать задания на дом и спокойно попрощаться с ребятами.
Применение данной технологии на уроках дает положительный результат: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к данному предмету, сохранение психического и физического здоровья.
г) Информационно-коммуникативные технологии в преподавании географии и воспитательной работе.
Информационные технологии использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Это один из лучших вариантов индивидуального обучения, проведения инструктажа.
В процессе проведения информационных технологий я работаю над:
- увеличением зрительной информации, что существенно повышает качество и эффективность образовательной деятельности у учащихся;
- развиваю коммуникативные способности ребят;
• формирую поисковые и исследовательские навыки и умения.
В воспитательной работе использую компьютерные технологии для
проведения диагностики, мониторингов, дополнительной информации при
проведении тематических вечеров, составлении диагностических карт на
учащихся.
|